Зимний и летний бензин
Подготовка к зиме предполагает не только смену шин, но и грамотный выбор тосола, масла и топлива. Да-да, на вид горючего стоит обратить внимание не только владельцам дизельных авто, но и бензиновых. Ведь если заправиться не тем бензином, то почувствовать разницу придется уже через несколько десятков км, а может, и сразу (если двигатель не заведется).
Что масла производятся с учетом температурных режимов, дизельное топливо отличается для лета и зимы, знают практически все. «А бензин — он и в Африке одного цвета и состава», — думают многие. Но это неверно. Бензин также производят с учетом температурного режима для летнего периода и зимы.
Основное отличие между летним сортом топлива и зимним в показателях давления насыщенных паров. Он влияет на скорость сгорания и, как следствие, воспламенение горючего. То есть если на улице –30°С, а в баке топливо для лета, то автомобиль просто не заведется.
Для летнего характерны показатели 35–80 кПа, для зимнего — 90–100 кПа. Казалось бы, небольшая разница. Но она может спровоцировать избыточное давление в закрытом сосуде (топливном баке, канистре). Например, в жару канистру с зимним бензином может раздуть из-за высокого давления, а при открывании пробки послышится шипение. А вот летом показатель влияет на испарение бензина, что оказывает прямое влияние на пуск двигателя «на холодную».
Существующие стандарты определяют нормы производства всех марок бензина двух сортов — для зимы и лета. Исключение — АИ-98. Его производят только в летнем варианте.
Особенности бензина для лета
К бензину летнего типа относят топливо с тяжелым фракционным составом, который определяет температуру вскипания. Что исключает образование паровых пробок, даже если на улице +50°С. В отличие от зимнего сорта, такое топливо полностью испаряется. Топливная система остается чистой.
Такие бензины подходит для использования в южных регионах страны как всесезонное топливо, в средней климатической зоне — с апреля по октябрь. А также если на улице наблюдаются температурные колебания до небольших отрицательных показаний. Обеспечивают стабильный запуск холодного двигателя до –10°С.
Особенности бензина для зимы
Зимний бензин рассчитан на обеспечение стабильной работы двигателя при низких отрицательных температурах. Он обеспечивает легкий запуск двигателя без подогрева при температуре –30°С, а также исключает образование паровых пробок. Главное отличие от летнего топлива в повышенной доле летучих газов (например, бутана). А вот температура выкипания, наоборот, ниже.
Зимний бензин поступает на реализацию на АЗС в период с октября по апрель в средней полосе России. Для северных регионов такое топливо продают круглогодично.
Каким бензином заправляться?
«Подумаешь, давление паров разное да температура запуска двигателя», – рассуждают некоторые автомобилисты. «У нас морозы бывают пару недель за всю зиму», — решают другие. И запасают канистры бензина впрок. Зато теперь всегда есть запас в гараже, багажнике. И совершают серьезную ошибку, которая может вызвать поломку двигателя.
Обозначим основные проблемы, с которыми могут столкнуться автолюбители, если зимой залить летний сорт топлива и наоборот:
- Скорость воспламенения зимой замедляется. Чтобы ее повысить, в зимний бензин добавляют бутан. Он делает топливо легче, что ускоряет скорость воспламенения топливной смеси.
- Легкий (зимний бензин) летом повышает степень детонации. Что провоцирует повреждение поршней, подгорание клапанов и образование задиров на цилиндрах.
- Уровень парообразования и испарения у бензина для лета и зимы — разный. Поэтому зимой горючее для лета может просто не воспламениться, а значит, мотор не заведется. Либо топливная смесь будет сгорать не полностью, а значит, двигатель начнет троить. Что может спровоцировать поломку каталитического нейтрализатора.
- В летний период с топливом для зимы двигатель будет троить, появятся задиры и могут повредиться поршни.
Но не стоит панически бояться заправить не то топливо. В период межсезонья, когда температура постоянно колеблется, допускается смешивание летнего топлива и зимнего или употребление одного из видов. В такой период негативное воздействие не наблюдается.
Еще один важный момент — производство бензина для зимы требует особых условий, лишних затрат. Поэтому небольшие компании не заморачиваются с его созданием и круглогодично реализуют бензины одного и того же состава. А вот крупные бренды поставляют на свои АЗС топливо согласно температурным колебаниям.