0 Сравнение

Выявление воровства топлива (ГСМ) водителями

Воровство горюче-смазочных материалов – неизбежная проблема практически всех крупных предприятий с собственным автопарком. Зачастую несанкционированный расход топлива становится серьезной финансовой проблемой. И хотя полностью его искоренить очень сложно, минимизировать можно вполне. Для этого надо понимать, как именно обычно осуществляется кража и какие мошеннические схемы используют водители для обналички, например, бензина или дизельного топлива.

Воровство топлива при наличном обороте

Если водитель получает подотчетные деньги на приобретение топлива, то механизм кражи становится до банального прост. Здесь могут использоваться «левые» чеки, может существовать негласный договор с работниками АЗС, когда пробивается сумма больше фактически выбранного количества горючего, а образовавшийся таким образом «излишек» (точнее, деньги от его последующей продажи) делится. Также у многих водителей существует возможность экономии топлива и покупки меньшего количества при следующей заправке или нелегальной продажи остатка в баке.

Еще одна крупная статья потерь многих предприятий – несанкционированная заправка собственного автомобиля и использование купленного на выписанные деньги топлива в личных целях. Этим чаще грешат руководители разного уровня, имеющие возможность списывать свои топливные расходы на другие сферы или иными способами покрывать перерасход сверх установленной нормы.

Это лишь несколько наиболее простых, а потому распространенных способов мошенничества среди водителей. Бороться с ними при использовании наличного оборота сложно и практически бесполезно. Поэтому одно из действенных и эффективных решений – использование специализированных карт для покупки топлива.

Использование топливных карт во избежание хищения топлива

Применение специализированных карт на покупку топлива – современный способ если не полностью прекратить хищения, то хотя бы минимизировать его и поймать на воровстве недобросовестных работников. Использование карт для ГСМ имеет следующие преимущества:

  • Полный отказ от наличных денег или минимизация количества наличных средств в обороте предприятия и транспортных расходах.
  • Возможность установки лимита по количеству и виду топлива, времени заправки и некоторым другим показателям, что позволяет исключить или минимизировать, а также строго контролировать перерасход свыше установленных (рекомендованных) норм.
  • Наличие PIN-кода для защиты в случае утери карты, а также несанкционированного доступа к ней и использования посторонними лицами.
  • Возможность блокировки карты в случае ее утери, подозрений на мошенничество и в других ситуациях, требующих экстренного вмешательства.

Кроме того, использование карт для топлива позволяет держателям получать подробную статистику по всем операциям – количеству, времени и месту заправок, литражу и виду топлива, стоимости горючего и полученной при покупке скидке. По итогам отчетного периода (месяц или иной срок) по каждому водителю может быть сформирован отчет для анализа и сверки, предоставленных работником данных.

Мошенничество с топливом при использовании карт

Как уже говорилось выше, полностью избежать хищения топлива удается не всегда. Существует ряд возможностей «обналички» через топливные карты. Делается это следующим образом:

  • Водитель действует совместно с оператором или кассиром АЗС. Последний выбивает чек на полную сумму и с карты списывается больше денег или литров топлива, чем заливается в бак фактически. Остаток продается следующему клиенту, а вырученные деньги делятся между водителем и соучастником.
  • Пользователь карты заправляет топливом чужую машину, беря с ее владельца деньги за заправку наличными. При этом очевидна выгода для обеих сторон, так как по многим картам возможен отпуск топлива со скидкой.
  • Часть горючего, пробитого по карте, сливается водителем мимо бака – в отдельную канистру или цистерну. Топливо потом реализуется за наличные или используется держателем карты в собственных целях.
  • Топливная карта передается третьим лицам или руководству для использования ее в личных целях и заправки неслужебного транспорта.
  • Приобретаемое по карте топливо используется в личных целях на собственном автомобиле.

Обычно такие схемы отрабатываются на предприятиях и позволяют работникам получать регулярных доход на воровстве. При этом сотрудники, пользующиеся автотранспортном, сознательно завышают пробег и нормы расхода горючего, что позволяет скрывать мошенничество.

Определение кражи горючего по топливным картам

Заподозрить признаки воровства и выявить их поможет грамотный анализ отчетов по топливным картам. Обычно при внимательном изучении отчетов за долгий период вполне можно выявить оплошности и ошибки, допущенные в мошеннических схемах с топливом. Следует обратить внимание на следующие аспекты:

  • Несколько заправок за короткий период времени. Водителю удобнее заправиться один раз на 30 литров, чем трижды по 10 литров. Последнее (да еще и в течение небольшого периода времени) говорит о том, что топливная карта, скорее всего, используется для заправки чужих автомобилей с расчетом наличными прямо на месте. Также этот способ часто используется при наличии суточного лимита на потребление горючего. В таком случае заправка осуществляется незадолго до истечения лимита (например, перед наступлением полуночи) и сразу же после начала действия нового лимита (после полуночи).
  • ревышение общего объема бака автомобиля. Если по отчету залито 60 литров, хотя фактически в бак вмещается не более 50 литров, это очевидное мошенничество. Часть горючего при этом, скорее всего, сливается в бак для дальнейшего использования или перепродажи.
  • Отклонение от маршрута. Подозрительно выглядит приобретение топлива на АЗС, не находящихся на пути следования транспортного средства. Скорее всего, они выполняются не самим держателем карты. Либо обращение на другие АЗС вызвано тем, что с их сотрудниками у водителя имеется негласный договор и возможность обналички неиспользованного топлива.
  • Заправка в нерабочее время, когда водитель не находится в рейсе. Скорее всего, карта при этом используется для заправки личного авто или передана другому человеку.
  • Заправка не тем видом топлива. Аналогично предыдущему пункту это может означать, что заправляется другой автомобиль – третьего лица или личное транспортное средство.

Зачастую в ходе анализа можно выявить целый ряд подобных подозрительных нарушений. И если одно еще может быть случайным, то регулярное повторение, скорее всего, является свидетельством организованного и отработанного хищения топлива на предприятии. Следует помнить о том, что нередко водители действуют совместно, а потому в отчетах и путевых листах все может быть довольно «гладко», так как перерасходы на одних рейсах можно перекрыть меньшими затратами горючего на других. В таких случаях выявить мошеннические схемы с топливом возможно лишь при изучении отчетов по топливным картам. Поэтому не стоит пренебрегать этим методом контроля. А также необходимо организовать отслеживание выдачи, списания, передачи и любых других движений карт. Лучше, если контролем и сравнением расхода топлива по картам и по внутреннему документообороту будет заниматься опытный специалист, работающий в сфере безопасности и имеющий определенные бухгалтерские знания.

Заказать консультацию

Яндекс.Метрика
Закажите консультацию!