В чем отличие летнего дизельного топлива от зимнего
Дизельное топливо (ДТ) — продукт нефтеперегонки, чаще всего крекинга. В зависимости от температурно-климатических условий и наличия присадок, различают три марки солярки: летняя (Л), зимняя (З) и арктическая (А).
Каждая из них обладает своими характеристиками, поэтому важно их знать, различать и не смешивать в одном топливном баке.
Можно ли заменить одну марку другой
Несмотря на более низкую цену, летняя солярка используется только в теплое время года. Для зимы она не предназначена, потому что при температуре –5°С начинает мутнеть, а при –10°С в ней образовываются парафины, которые закупоривают форсунки и фильтр топливной системы.
Зимнее топливо не рекомендуют использовать всесезонно, потому что снижается мощность двигателя и повышается задымленность выхлопными газами.
Если температура воздуха резко упала, в топливе образовались кристаллы парафина, то для разморозки применяют специальные размораживатели или просто прогревают автомобиль в помещении.
Бывает, что водитель забыл поменять марку ДТ на зимнюю, в таком случае на помощь приходит антигель. Он не позволяет парафинам сбиваться в большие сгустки, расширяя температурный предел использования дизтоплива. Антигель заливают до начала использования горючего. Смешивают вещества в помещении, чтобы антигель с топливом были одинаковой температуры.
Разница в характеристиках, сортах, классах
Все характеристики, классы и сорта летнего и зимнего дизельного топлива изложены в ГОСТ Р 52368-2005 и ГОСТ 305-82. Первый ГОСТ соответствует европейскому регламенту EN 590. Исходя из российских госстандартов, основными параметрами для классификации являются температурно-климатические условия, температура помутнения и наличие серы в топливе.
В зависимости от количества серы в ДТ, его делят на виды:
- I вид — концентрация веществ не более 350 мг/кг;
- II вид — допустимое отклонение не более 50 мг/кг;
- III вид — оптимальный, не более 10 мг/кг.
Для регионов с умеренным климатов топливу присваивают сорта, а для холодного климата дизтопливо подразделяют на классы.
Таблица 1. Региональное зонирование и температура помутнения ДТ
Климат | Сорт/Класс | Температура помутнения |
Умеренный климат | Сорт A, B, C, D, E, F | A — +5°С; B — 0°С; C — –5°С; D — –10°С; E — –15°С; F — –20°С. |
Холодный климат | Класс 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6 | класс 0 — –20°С; класс 1 — –26°С; класс 2 — –32°С; класс 3 — –38°С; класс 4 — –44°С; класс 5 — –48°С; класс 6 — –52°С. |
На основании таблицы 1 видим, что в умеренном климате летом пользуются дизельным топливом сортов A, B, C. В межсезонье заправляются топливом сортов D, E.
К зимнему ДТ относятся сорт F, классы 0, 1, 2.
Основные отличия летнего и зимнего дизельного топлива приведены в таблице 2.
Таблица 2. Отличия разных марок дизельного топлива
Показатель | Летняя солярка | Зимняя солярка |
Рабочая температура окружающей среды | до –10°С | от –35 до –45°С |
Температура вспышки | +60°С | +40°С |
Температура помутнения | –5°С | –22°С |
Плотность | 863 кг/м³ | 840 кг/м³ |
Цетановое число | 51 | 47 |
Зольность | не более 0,01% | |
Содержание воды | не более 200 мг/кг | — |
Как видим, отличительные черты между дизельным топливом для лета и зимы четко показывают, как важно соблюдать правила замены горючего при переходе из одного сезона в другой.
Чем летнее топливо отличается от зимнего в химическом плане
Для летнего топлива характерны более высокие температуры окончания кипения (+360°С против +320°С), температура вспышки и плотность. В составе летнего ДТ присутствуют естественные парафины, которые не убираются при перегонке нефтепродуктов.
Изначально зимняя солярка более текучая, ведь она еще может загустеть на морозе. При производстве зимнего дизельного топлива происходит каталитическая депарафинизация, согласно ГОСТ Р 55475-2013. Благодаря очистке от парафинов и смешиванию со специальными депрессорными присадками впоследствии можно беспроблемно заправляться дизельным топливом даже при –25°С.
Надеемся, что с помощью нашей статьи вы разобрались в отличиях между марками дизтоплива и теперь будете заливать в бак качественное горючее по сезону.