Фракционный состав нефти
Нефть состоит из множества органических соединений. В зависимости от их состава из одного вида сырья можно получить керосин или различные типы топлива, а другая нефть подойдет только для изготовления мазута. Чтобы понять, что получится из нефти после переработки, необходимо изучить ее фракции и определить, при какой температуре их можно переработать в нужный продукт.
Что такое фракционный состав
Показатель фракций — один из важных при определении качества нефти. В процессе переработки его нагревают в несколько этапов. На каждом получают определенный тип фракций.
Применяют 2 вида перегонки сырья:
Первичная. В специальном резервуаре при высокой температуре из сырья выводят влагу, соль и элементы, которые могут провоцировать коррозию металла и ухудшат качество готовой продукции. После такой обработки в нефти остается не больше 4 миллиграммов солей и 0,1% воды на литр сырья.
Вторичная. В продукцию, которую получают после первичной перегонки, при высокой температуре добавляют специальные реагенты. В результате образуются бензиновые фракции и компоненты для изготовления толуола, бензола и других ароматических углеводородов.
Способ перегонки выбирают после химического анализа нефти. Экспресс-оценка тяжелых и легких типов фракций не подойдет. Сырье отправляют в лабораторию, где детально разбирают состав продукта.
Классификация нефтяных фракций
В нефтеперерабатывающей отрасли действуют несколько стандартов, которые определяют градацию сырья в зависимости от состава фракций. Выделяют:
Легкие. К ним относится бензиновая и петролейная фракции. Чтобы их получить, показатель кипения не должен превышать 200°C.
Средние. Это керосиновые фракции. Они выделяются при нагревании сырья до 300°C.
Тяжелые, или маслянистые. Такие фракции образуются при температуре больше 350°C. При перегонке появляются газойль и мазут.
Каждый из продуктов, получаемый во время переработке нефти обладает своими свойствами и применяется для создания различных видов топлива. Рассмотрим подробнее самые распространенные фракции.
Петролейная
Выделяется одной из первых при повышении температур. Нефть достаточно довести до +45°C. Полученная продукция выглядит как бесцветная маслянистая жидкость с низкой плотностью. Сырье используют для производства горючего для разных видов зажигалок и горелок.
Бензиновая
Химический состав бензиновой фракции сложнее, чем у петролейной. В процессе перегонки из нефти выделяется больше 200 химических соединений, в том числе и на парафиновой основе. Выделенные во время кипения вещества влияют на состав будущего топлива, в частности, на октановое число. Чтобы его повысить, в получившийся продукт добавляют специальные присадки.
Лигроиновая
Ее также называют нафта. Эта фракция нефти подходит для производства различных видов реактивного топлива, растворителей, а также бензина с высоким октановым числом и керосина. Сырье получают при температуре +200...+250°C. Так выделяются парафины, а также большое количество серы. Ее нейтрализуют на следующих этапах специальными реагентами.
Интересный факт! До создания дизельного топлива, тракторы, комбайны, большегрузы и другой транспорт заправляли лигроиновым сырьем.
Керосиновая
Фракция нефти содержит углеводородные соединения с высоким углеродным числом и изопарафины. Такой состав подходит для производства качественного реактивного топлива, керосина для заправки осветительных ламп и растворителя уайт-спирита.
Дизельная
Чтобы получить такую фракцию нефти, ее доводят до кипения и удерживают показатель температур в диапазоне +220...+350°С. Так из сырья получают циклогексаны и циклопентаты, необходимые для создания качественного топлива. Также допускается небольшое содержание ароматических углеводородов и нафтенов. От этого дизельная фракция не потеряет своих свойств.
Чаще всего полученное таким образом сырье используется для езды транспорта в суровых климатических условиях. Сырье не замерзнет даже при температуре –50...–55°C. Чтобы дизельная фракция подходила и для производства других видов топлива, в сырье добавляют присадки, снижающие содержание нафтенов и серы.
Мазут
Тяжелая фракция получается при перегонке нефти при +350...+500°С. Поддерживать показатель температур нужно в условиях вакуума. Осевший при кипении осадок и есть мазут. Он состоит из смол и тяжелых соединений углеводородов. Может застывать при температуре воздуха +10...+40°С. Сырье используют в качестве топлива на теплоэлектростанциях и котельных.
Гудрон
Тяжелая фракция остается после выкипания всех жидких компонентов из нефти. В сырье содержатся примеси различных видов, в том числе нафтены, парафины и тяжелые металлы. Гудрон используют при ремонте и укладке асфальта, также из сырья производят битум.
Как определяют состав фракции продукции
На качество конечной продукции влияет состав конкретной нефти. Он главным образом будет зависеть от месторождения и глубины залегания. Всего выделяют больше 20 марок нефти. Эти стандарты качества действуют по всему миру.
Определение тяжелых и легких фракций сырья проводят в лабораториях. Выделяют два метода работы с сырьем:
А. Подходит для выявления легких фракций. 100 миллилитров нефти нагревают в специальной емкости из закаленного стекла. Сотрудник лаборатории фиксирует, при какой температуре кипения начинают выделяться первые частицы и пар из нефти. Конечной точкой исследования будет полное испарение жидкости. В описании топлива фиксируют, при какой температуре завершился процесс.
Б. Используют для определения тяжелых компонентов. Для проведения исследования сырье помещают в вакуумную чашу из закаленного стекла. Жидкость нагревают до показателя температур +300...+350°C. В таких условиях из нефти начинают выделяться тяжелые элементы.
После завершения испытания у получившихся компонентов исследуют химический состав, чтобы определить, какой вид топлива или смазки можно получить при дальнейшей переработке сырья.
Понять, какого качества топливо попало в бак, без специальных лабораторных исследований нельзя. Поэтому, чтобы заправка не обернулась дорогостоящим ремонтом автомобиля, стоит покупать горючее только на проверенных АЗС. Не знаете, какие выбрать? Обращайтесь к нам, и вы сразу же ощутите экономию с топливными картами для юридических лиц. Работаем только с проверенными компаниями. А приятным дополнением станут бонусы и скидки, которые предоставляют на АЗС для наших клиентов.