10 способов экономии топлива на грузовых автомобилях
В связи с ростом стоимости топлива в последние годы все более актуальным становится вопрос его экономии. Что особенно важно для грузовиков. Ведь они нередко используются в качестве коммерческого транспорта, выполняющего грузоперевозки. Да и экономичностью, в силу своих габаритов и массы, не отличаются. Сегодня мы расскажем, как и на чем можно сэкономить. Но только не на качестве самого топлива!
1. Скоростной режим
Чем быстрее едет автомобиль, тем больше горючего сжигает его двигатель. Придерживаться крейсерской скорости — один из простых и действенных способов экономии. В зависимости от технических характеристик для грузовиков оптимальный скоростной режим составляет 80–85 км/ч. Конечно, речь идет о прямых участках дороги. «Взлететь» на такой скорости с многотонным грузом в крутую гору — точно не про экономию. Да и в повороты «входить» тоже не стоит.
2. Работа двигателем
Расход топлива в городе, особенно при движении в час пик, всегда больше, чем на трассе, где можно выбрать удобный скоростной режим езды. В случае мощного грузовика с большим объемом двигателя расход топлива даже на холостых оборотах (например, во время простоя на светофоре) весьма существенный. Поэтому, пересекая городскую черту, можно включать режим экономии — глушить двигатель на светофорах или в пробках, если останавливаться приходится дольше чем на минуту. В противном случае обязательно используйте холостой ход.
3. Манера езды
Расход топлива растет, когда вы переключаетесь с передачи на передачу, резко набираете скорость или тормозите. Чем равномернее скорость автомобиля, тем больше и экономия. Старайтесь двигаться максимально плавно и соблюдайте дистанцию, чтобы всегда была возможность для маневра. Сложные участки дороги с плохим покрытием на грузовике лучше проезжать с небольшой (но равномерной) скоростью, используя торможение двигателем.
4. Прогрев двигателя
Хотя этот момент до сих пор спорен, большинство водителей грузовиков утверждает, что прогревать двигатель лучше в движении — налицо и сокращение потребления топлива, и эффективность прогрева. Лучше всего греть ДВС не на холостых оборотах, а на малой скорости уже в движении.
5. Техническое состояние автомобиля
Не секрет, что техническое состояние автомобиля напрямую влияет не только на его эксплуатационные качества, но и на расход топлива. Неисправные тормоза, «убитая» резина, изношенные расходники в виде топливных, масляных, воздушных фильтров и всего остального — это факторы, которые точно не способствуют экономии горючего. Может показаться, что расходы на ТО, особенно большегрузных автомобилей, довольно велики. Но в долгосрочной перспективе они сполна компенсируются за счет меньшего расхода бензина или дизельного топлива.
6. Регулировка двигателя
Может показаться, что все автомобили работают примерно одинаково — в зависимости от мощности и объема двигателя. На самом деле расход топлива привязан к таким характеристикам, как компрессия цилиндров, впрыск, состав топливной смеси, опережение зажигания. При правильной настройке можно добиться экономии в 3–5% расхода при прочих равных. Так что пренебрегать регулировкой двигателя точно не стоит. Особенно если вы пользуетесь грузовым транспортным средством, где эти 3–5% могут стать серьезными финансовыми вливаниями.
7. Качество резины
Уровень потребления топлива напрямую зависит и от такого, казалось бы, малозначительного фактора, как давление внутрь колес грузовика. Ведь этот показатель влияет на силу трения качения. Чем меньше давление в шинах, тем больше «усилий» затрачивает транспортное средство при движении. Спущенные, некачественные, не соответствующие размеру дисков или сезону покрышки — это дополнительный расход, который может выливаться в лишние 0,5–1 л на 100 км. С одной стороны — не так много. С другой — солидный перерасход, если говорить о расстоянии в несколько тысяч километров.
8. Навыки вождения
При управлении большегрузным транспортным средством выигрыш в топливе может дать навык вождения. Например, движение в «кильватере» впереди идущей фуры. За ней образуется своеобразный воздушный коридор с меньшим сопротивлением воздуха. Это позволяет ехать с меньшим расходом горючего, что особенно ощутимо на дальней дистанции.
9. Выбор маршрута
С учетом всех вышеописанных факторов, моментом экономии на горючем может стать выбор правильного маршрута: объехать богатые на пробки города, исключить горные участки, избежать густонаселенных районов, где цены на горючее выше. Даже потери во времени в пути здесь не могут стать решающими, ведь порой речь идет о 2–3 литрах топлива на 100 км пути, что вполне оправдано экономически, тем более, если путь лежит через всю Россию или Европу.
10. Климат-контроль
Помните полуанекдотическую историю про закись Ашота? Так вот, расход топлива на низких скоростях ощутимо меньше, если не использовать кондиционер. В этих случаях открытого окна вполне достаточно. Может показаться, что при быстром движении это работает еще лучше, но не тут-то было. Аэродинамическое сопротивление съедает всю экономию, которая могла бы быть на топливе. Так что при высокой скорости автомобиля лучше закрыть окно и включить кондиционер.
Мифы о расходе грузовиков
В сети нередко можно встретить рекламу о чудо-присадках, снижающих потребление топлива. На самом деле эффективность ни одной из предлагаемых добавок не была официально подтверждена. Все это эксперименты, скорее опасные, чем полезные для грузового транспорта.
Также немало вопросов вызывают рекомендации заправляться дорогим высокооктановым бензином. Мол, грузовик «скушает» его гораздо меньше, чем дешевого, что будет экономически выгоднее, даже несмотря на разницу в цене. И это тоже, скорее, миф, ведь заправка топливом, неподходящим по октановому числу для конкретного двигателя, опасна повышенными нагрузками на поршневую систему и снижением ресурса ДВС.
Также к бесполезным, а то и вредным, можно отнести советы по снижению расхода путем отключения фар, дворников, обогрева стекол и зеркал автомобиля. Да, скорее всего, это позволит сэкономить несколько миллилитров горючего, но отрицательно скажется на безопасности поездки. Каждый водитель грузовой машины хорошо знает, что порой жизненно важна такая мелочь, как не запотевшее зеркало заднего вида…
Как видим, только комплексный и здравый подход к регулировке потребления горючего грузовиком, поможет существенно на нем сэкономить.